Спецификация ATF
Исторически сложилось так, что законодателем в области стандартов на жидкости для автоматических трансмиссий являются корпорации General Motors и Ford. Европейские производители, как автомобильной техники, так и трансмиссионных масел, не имеют своих собственных спецификаций и руководствуются списками масел, одобренных к применению General Motors и Ford. Аналогичным образом поступают и японские автомобильные концерны.
Первоначально в "автоматах" использовались обычные моторные масла, которые приходилось часто менять. При этом качество переключения передач было крайне низким.
В 1949 г. компания General Motors разработала специальную жидкость для автоматических трансмиссий - ATF-А, которая применялась во всех АКП, выпускаемых в мире.
В 1957 г. спецификация была пересмотрена и получила название Type A Suffix A (ATF TASA). Одним из компонентов при производстве этих жидкостей являлся продукт животного происхождения, получаемый в результате переработки китов. В связи с возросшими объемами потребления масел и запретом охоты на китов, были разработаны ATF полностью на минеральной, а позднее и на синтетической основах.
В конце 1967 года General Motors ввело новую спецификацию Dexron В, позднее Dexron II, Dexron III и Dexron IV. Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований к жидкостям для электронно-контролируемого сцепления автотрансформатора.
Корпорацией General Motors также разработана и внедрена спецификация Allison C-4 (Allison - отделение General Motors по производству трансмиссий), определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники.
Долгое время у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и фордовские инженеры использовали стандарт ATF-A. Только в 1959 году компания разработала и внедрила фирменный стандарт М2С33-А/В. Наибольшее распространение получили жидкости стандарта ESW-M2C33-F (ATF-F).
В 1961 году Ford издал спецификацию M2С33-D, учитывающую новые требования по фрикционным свойствам, а в 80-х годах - спецификацию Mercon. Жидкости, соответствующие спецификации Mercon, максимально приближаются к маслам Dexron II, III и совместимы с ними. Основные различия между спецификациями компаний General Motors и Ford - разные требования к фрикционным характеристикам масел (у General Motors на первом месте плавность переключения передач, у Ford - скорость их переключения).
Спецификация ATF
GENERAL MOTORS | FORD | ||
Год введения | Наименование спецификации | Год введения | Наименование спецификации |
1949 | Type A | 1959 | M2C33 - B |
1957 | Type A Suffix A (ATF TASA) | 1961 | M2C33 - D |
1967 | Dexron В | 1967 | M2C33 - F (Type - F) |
1973 | Dexron II C | 1972 | SQM -2C9007A, M2C33 - G (Type - G) |
1981 | Dexron II D | 1975 | SQM -2C9010A, M2C33 - G (Type - CJ) |
1991 | Dexron II E | 1987 | EAPM - 2C166 - H (Type - H) |
1994 | Dexron III | 1987 | Mercon (дополнена в 1993) |
1999 | Dexron IV | 1998 | Mercon V |
Жидкости устаревших спецификаций до сих пор используются во многих европейских автомобилях, причем очень часто в качестве масел для механических коробок передач.
В автоматических трансмиссиях большинством производителей современных автомобилей рекомендованы масла, отвечающие требованиям спецификаций Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые, как правило, взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям последних спецификаций, например Dexron III, могут быть использованы для доливки или замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующе спецификацииDexron II, а в некоторых случаях и ATF-A. Обратная замена масел не допустима.
Типичные характеристики
Свойства | Dexron II | Dexron III | Allison C-4 | Mercon |
Кинематическая вязкость, мм2/с, не менее при 40ºС | 37,7 | Не нормируется, определение обязательно | Не нормируется, определение обязательно | - |
Кинематическая вязкость, мм2/с, не менеепри 100ºС | 8,1 | - | - | 6,8 |
Вязкость по Брукфильду, мПа с, не более, при температуре: - 10ºС | 800 | - | Указать температуру, при которой вязкость масла равна 3500 сП | - |
- 20ºС | 2000 | 1500 | - | 1500 |
- 30ºС | 6000 | 5000 | - | - |
- 40ºС | 50000 | 20000 | - | 20000 |
Температура вспышки, ºС, не ниже | 190 | 179 | 160 | 177 |
Температура воспламенения, ºС, не выше | 190 | 185 | 175 | - |
Испытания на вспениваемость | - | 1. Отсутствие пены при 95ºС | 1. Отсутствие пены при 95ºС | ASTM D892 Этап 1 - 100/0 мп |
- | 2. 5 мм при 135ºС | 2. 10 мм при 135ºС | Этап 2 - 100/0 мл | |
- | 3. Разрушение в течение 15с при 135ºС | 3. Разрушение в течение 23с при 135ºС | Этап 3 - 100/0 мл Этап 4 - 100/0 мл |
|
Коррозия медной пластины баллы, не более | 1 | 1 | Отсутствие почернения с отслаиванием | 1 |
Защита от ржавления | Отсутствие видимого ржавления на испытуемых поверхностях | Отсутствие видимого ржавления на испытуемых поверхностях | Отсутствие следов ржавчины или коррозии на контрольных плитах | Отсутствие видимого ржавления |
Испытания на износ по методу ASTM D 2882 (80°C, 6,9 мПа): потеря массы, мг, не более | 15 | 15 | - | 10 |
Хотя эксплуатационный уровень ATF определяется спецификациями производителей автомобильной техники, значительная часть производимых масел используется в областях применения, отличных от АКП, например:
- В силовых коробках передач внедорожной строительной, сельскохозяйственной и горнодобывающей техники;
- В гидравлических системах автомобилей, промышленного оборудования, мобильной техники и судов;
- В рулевом управлении;
- В ротационных винтовых компрессорах;
В состав масел для АКП обычно входят антиокислители, ингибиторы пенообразования, противоизносные присадки, модификаторы трения и набухания уплотнений. В целях идентификации и скорейшего обнаружения протечек масла для АКП окрашивают в красный цвет.