Классификация по SAE
Одним из основных свойств моторного масла являются его вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до температуры максимальной нагрузки летом). Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300.
Она подразделяет моторные масла на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних классов вязкости (20, 30, 40, 50 и 60). Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает на минимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй – определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100 °С и динамической вязкости при 150 °С.
Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером, и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения.
Класс вязкости |
Динамическая вязкость, мПа-с, не выше, при температуре, °С |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2 |
Динамическая вязкость при 150°С и скорости сдвига 106 с-1, мПа-с, не ниже | ||
имитация холодного пуска (CSS) | прокачиваемость | не ниже | не выше | ||
0W | 6200 при - 35°С | 60000 при -40°С | 3,8 | - | - |
5W | 6500 при - 30°С | 60000 при -35°С | 3,8 | - | - |
10W | 7000 при - 25°С | 60000 при - 30°С | 4,1 | - | - |
15W | 7000 при - 25°С | 60000 при -25°С | 5,6 | - | - |
20W | 9500 при - 15°С | 60000 при -20°С | 5,6 | - | - |
25W | 13000 при -10°С | 60000 при -15°С | 9,3 | - | - |
20 | - | - | 5,6 | <9,3 | 2,6 |
30 | - | - | 9,3 | <12,5 | 2,9 |
40 | - | - | 12,5 | <16,3 | 2,9* |
40 | - | - | 12,5 | <16,3 | 3,7** |
50 | - | - | 16,3 | <21,6 | 3,7 |
60 | - | - | 21,9 | 26,1 | 3,7 |